Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Стратегия управления бизнес-процессами: менеджмент знаний

Кадровая политика - Управление знаниями

стратегия управления бизнес-процессами: менеджмент знаний

Статья из цикла посвящена такому понятию как менеджмент знаний (Knowledge Management, KM) и его применимости в теории управления бизнес-процессами.

Знания можно определить как фонд моделей, описывающих объекты, области их применения и факты, как они существуют в структуре человеческого познания [1]. Знания создаются людьми в их сознании в процессе обобщения индивидуального опыта и являются результатом отделения значимого от незначительного.

В настоящее время в результате лавинообразного роста объемов информации термин информация стал подменять понятие знания . Общеупотребительность этих терминов сделала их почти синонимом, между тем обладание информацией еще не означает обладание знаниями. Приведем несколько определений, проясняющих разницу между этими понятиями [2].

Знания - проверенные общественной практикой полезные сведения, которые могут многократно использоваться людьми для решения тех или иных задач. Знания как объект коммерции и автоматизации - логически полный ограниченный набор сведений для непосредственного решения требуемой задачи подготовленными специалистами.

Полезная информация - набор сведений (разъяснений, сигналов), уменьшающих степень неопределенности у их получателя. В отличие от знаний этот набор может быть логически неполным. Информационный мусор - данные, не несущие полезной информации и многократно увеличивающие временные и прочие издержки пользователя на извлечение и обработку полезной информации. Информация (в общем случае) - совокупность знаний с информационным мусором.

Применительно к управлению бизнес-процессами знания о бизнес-процессе - это необходимый (минимальный) и достаточный набор сведений, на основе которых подготовленные специалисты могут выполнить данный бизнес-процесс.

Менеджмент знаний (knowledge management, KM) - это процесс выделения, создания/приобретения, сбора, кодификации, организации, распространения, повторного использования и упорядочивания стратегических знаний, необходимых для такого способа функционирования организации, который создает конкурентное преимущество на рынке.

В отличие от абстрактных знаний, знания о компании или интеллектуальный капитал компании имеют четко выраженную денежную стоимость, вычисляемую как разница между рыночной стоимостью компании (количество акций, помноженное на их биржевой курс) и ее балансовую стоимость (сумма всех активов компании, включая основные и оборотные средства). Данная формула очень часто используется при разработке моделей рыночной стоимости компаний. Например, компания Skandia использует следующую схему для описания того, из чего складывается ее рыночная стоимость (см. рис. 1).

Для большинства американских компаний, особенно высокотехнологических компаний, акции которых котируются на бирже NASDAQ, стоимость интеллектуального капитала многократно превышает балансовую стоимость. Это говорит о том, что знания, накопленные этими компаниями, оцениваются рынком намного дороже, чем все имущество, принадлежащее этим компаниям. В этом смысле менеджмент знаний можно рассматривать наряду с финансовым менеджментом как инструмент для увеличения рыночной стоимости компании.

Страхование интеллектуального капитала

Менеджмент знаний выполняет несколько важнейших функций в организации.

Накопление и сохранение знаний о существующих бизнес-процессах позволяет восстановить знания в случае потери носителя этих знаний. Можно привести сотни случаев, когда успех организации зависел от работоспособности одного из ее сотрудников, и любая причина его невыхода на работу могла привести к проблемам для организации в целом. Именно поэтому в больших компаниях принято формализовывать процессы и процедуры выполнения различных работ.

Здесь вспоминается такая привычная форма сохранения и передачи знаний как документ и любимая фраза директоров застойных времен А вы черкните служебную записочку… . Любой документ - нужный или не нужный - это информация в бумажной форме, которая соответственно может быть полезна или бесполезна.

В этом смысле умеренная бюрократия является благом для организации, позволяющим организовать процесс передачи информации (и знаний) между сотрудниками организации.

Таким образом, менеджмент знаний в контексте их накопления и сохранения - это один из видов страхования вашего бизнеса, причем объектом страховки в данном случае выступает существующий порядок вещей в организации. Такой полис вам не выдаст ни одна страховая компания.

Знания о том, как должны выполняться процессы, помогут и в ситуации, если что-то происходит не так. Наличие знаний о существующих бизнес-процессах позволяет выявить любые рассогласования или отклонения от нормального положения вещей. Это может произойти по разным причинам - как внешним, так и внутренним.

Например, процесс отгрузки продукции может быть под давлением старого клиента изменен в сторону упрощения. Очень скоро сотрудники (особенно, недавно пришедшие в компанию) начнут распространять новый упрощенный процесс на всех клиентов, принимая его за обычный процесс отгрузки, что может привести к снижению контроля за экономической безопасностью в компании, и, в конечном счете, к отгрузке без возможности оплаты. Подобное вряд ли случиться в компании Procter and Gamble, которая формализовала процесс отгрузки своим клиентам и распространила эти процессы на все свои подразделения по всему миру. Внутренние причины также могут повлиять на изменения существующих бизнес-процессов.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Knowledge Management и Information Management

Направление Knowledge Management появилось в результате переосмысления роли и места информационного менеджмента в сегодняшнем мире. Выяснилось, что внутренней информации в ко...

Знание как стратегический ресурс фирмы

Характеристики знания как орудия в конкуренции Обладание доступом к важнейшему ресурсу – возможный путь создания конкурентного преимущества фирмы. Однако конкуренты могут им...