Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Структура портала знаний

Кадровая политика - Система менеджмента знаний

структура портала знаний

В этой главе рассматривается структура портала знаний, который мы предлагаем в качестве средства обеспечения эффективного доступа к Интернет-ресурсам определенной тематики.

Каждый портал знаний может иметь иерархическую или сетевую структуру, т.е. состоять из более специализированных порталов, связанных некоторыми отношениями, например, отношением “общее-частное”. Такая архитектура делает портал знаний гибким и легко расширяемым. В основе порталов знаний лежат онтологии, содержащие описание устройства и типологии соответствующих сетевых ресурсов.

На Рис.1. представлена структура предлагаемого портала знаний. Его основными компонентами являются: онтология, коллекционер онтологической информации о ресурсах, конструктор запросов и формирователь ответов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Онтология. Онтологии порталов знаний включают как описание предметной области (ПО), так и описание релевантных ей ресурсов. Описание предметной области включает совокупность терминов и отношений, семантически значимых для данной предметной области, а также правил, согласно которым можно строить утверждения об элементах ПО. Описание ресурса сети включает список ссылок на страницы и сайты, а также описание связей между ними.

Коллекционер онтологической информации о ресурсах, используя стандартные механизмы поиска, последовательно обрабатывает ссылки на документы, страницы, сайты, определяя их тематику, структуру, степень релевантности между тематикой и информацией, которая в них содержится. Полученные сведения накапливаются в онтологии. Коллекционер должен анализировать новые источники и проверять старые.

Формирователь ответов. Обрабатывая источники, формирователь ответов отслеживает степень их релевантности понятиям и выдает список наиболее подходящих для данного понятия ресурсов.

Конструктор запросов. Портал знаний имеет язык запросов, близкий к естественному языку. Это требует наличия в нем соответствующего лингвистического обеспечения, одним из основных компонентов которого является словарь терминов, органически связанный с онтологией.

На основе такого лингвистического обеспечения должны решаться следующие важные задачи:

 задание лингвистической информации о данной предметной области на ЕЯ. Для этого необходимо построение словаря, организованного с учетом проблемно-ориентированной лексики, морфологии, словообразования, синонимии.

 описание системы знаний о предметной области в виде комплекса понятий, связанных между собой отношениями.

Для описания входного языка, близкого к естественному, используется специализированный словарь-тезаурус разработанной в РосНИИ ИИ системы Alex. В этом словаре отражены в виде иерархических лексических шаблонов все возможные вхождения терминов (слов и словосочетаний) конкретной предметной область, что позволяет задавать в запросе термины не только на русском, но и других языках. В дальнейшем эта иерархия понятий может быть использована для интеграции словаря-тезауруса и онтологии понятий в единую сеть знаний. Преимущества такого подхода рассматриваются в работе [5].

Благодаря интеграции словаря-тезауруса и онтологии портал знаний становится способным “понимать” разноязычные ресурсы и воспринимать запросы на разных языках. При этом онтология становится независимой от конкретных языков, так как описание языковых (лингвистических) свойств понятий отражаются в тезаурусе, в то время как в онтологии представлена информация только об их семантике.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Организация доступа к знаниям

Усилия по добыче данных завершаются объединением и структуризацией полученной информации. Практическим воплощением этих действий можно назвать как результат уборки на за...

Основные циклы технологий управления знаниями

На рисунке приведена упрощенная схема основных циклов процессов управления знаниями. Внедрению обычно предшествует процедура формализации деятельности предприятия методом онтологического анализа, которая св...