Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Структура портала знаний

Кадровая политика - Система менеджмента знаний

структура портала знаний

В этой главе рассматривается структура портала знаний, который мы предлагаем в качестве средства обеспечения эффективного доступа к Интернет-ресурсам определенной тематики.

Каждый портал знаний может иметь иерархическую или сетевую структуру, т.е. состоять из более специализированных порталов, связанных некоторыми отношениями, например, отношением “общее-частное”. Такая архитектура делает портал знаний гибким и легко расширяемым. В основе порталов знаний лежат онтологии, содержащие описание устройства и типологии соответствующих сетевых ресурсов.

На Рис.1. представлена структура предлагаемого портала знаний. Его основными компонентами являются: онтология, коллекционер онтологической информации о ресурсах, конструктор запросов и формирователь ответов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Онтология. Онтологии порталов знаний включают как описание предметной области (ПО), так и описание релевантных ей ресурсов. Описание предметной области включает совокупность терминов и отношений, семантически значимых для данной предметной области, а также правил, согласно которым можно строить утверждения об элементах ПО. Описание ресурса сети включает список ссылок на страницы и сайты, а также описание связей между ними.

Коллекционер онтологической информации о ресурсах, используя стандартные механизмы поиска, последовательно обрабатывает ссылки на документы, страницы, сайты, определяя их тематику, структуру, степень релевантности между тематикой и информацией, которая в них содержится. Полученные сведения накапливаются в онтологии. Коллекционер должен анализировать новые источники и проверять старые.

Формирователь ответов. Обрабатывая источники, формирователь ответов отслеживает степень их релевантности понятиям и выдает список наиболее подходящих для данного понятия ресурсов.

Конструктор запросов. Портал знаний имеет язык запросов, близкий к естественному языку. Это требует наличия в нем соответствующего лингвистического обеспечения, одним из основных компонентов которого является словарь терминов, органически связанный с онтологией.

На основе такого лингвистического обеспечения должны решаться следующие важные задачи:

 задание лингвистической информации о данной предметной области на ЕЯ. Для этого необходимо построение словаря, организованного с учетом проблемно-ориентированной лексики, морфологии, словообразования, синонимии.

 описание системы знаний о предметной области в виде комплекса понятий, связанных между собой отношениями.

Для описания входного языка, близкого к естественному, используется специализированный словарь-тезаурус разработанной в РосНИИ ИИ системы Alex. В этом словаре отражены в виде иерархических лексических шаблонов все возможные вхождения терминов (слов и словосочетаний) конкретной предметной область, что позволяет задавать в запросе термины не только на русском, но и других языках. В дальнейшем эта иерархия понятий может быть использована для интеграции словаря-тезауруса и онтологии понятий в единую сеть знаний. Преимущества такого подхода рассматриваются в работе [5].

Благодаря интеграции словаря-тезауруса и онтологии портал знаний становится способным “понимать” разноязычные ресурсы и воспринимать запросы на разных языках. При этом онтология становится независимой от конкретных языков, так как описание языковых (лингвистических) свойств понятий отражаются в тезаурусе, в то время как в онтологии представлена информация только об их семантике.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Данные и знания

Информация, с которой имеют дело ЭВМ, разделяется на процедурную и декларативную. Процедурная информация овеществлена в программах, которые выполняются в процессе ре...

Стимулирование роста знаний посредством организационной куль

Как уже отмечалось, «жизнь» знаний внутри организации — это ядро проблематики управления знаниями. Именно поэтому вопросы организационной культуры, мотивации имеют дл...