Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Измерение ценности интеллектуальных активов или/и влияния управления знаниями на результаты бизнеса

Кадровая политика - Система менеджмента знаний

измерение ценности интеллектуальных активов или/и влияния управления знаниями на результаты бизнеса

Проблема всевозможных измерений всегда была одной из ключевых в управленческой теории и практике. Это касается и дисциплины «управление знаниями». Так называемое первое поколение книг по управлению знаниями посвящено именно этой проблеме.

Так, в [39] констатируется ставшая в последние годы еще более очевидной истина: финансовая отчетность не отражает всю рыночную стоимость компаний. Значительная часть ценности компании приходится на интеллектуальный капитал, существование которого признается фондовым рынком, но «не признается» бухгалтерской отчетностью. В связи с этим ряд фирм предпринимает попытки учесть и представить в публичной отчетности свою интеллектуальную составляющую. В частности, авторы рассматриваемой книги описывают так называемую модель Скандии — шведской страховой фирмы, которая стала одним из пионеров оценки своих интеллектуальных активов. Скандия разбивает свою рыночную стоимость (суммарную стоимость своих акций) на две составляющих — финансовый и интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал разбивается на «человеческий» и «структурный» капиталы.

Человеческий капитал представляет собой знания,навыки,инновационность и способность индивидуальных сотрудников компании решать возникающие задачи. Сюда также включаются ценности, культура и философия компании.Человеческий капитал — это не собственность компании

Структурный капитал представляет собой торговые марки, документированные бизнес-процессы и все то, что обеспечивает производительность персонала. Другими словами, структурный капитал — это то, что останется в офисе после того, как все сотрудники уйдут домой. Структурный капитал состоит из «капитала потребителя» (customer capital) и «организационного капитала» (organizational capital). Капитал потребителя охватывает ценность, которой обладают установленные с потребителями отношения. Организационный капитал также делится на «инновационный» (innovation capital) и «процессный» (process capital) капиталы. Инновационный капитал включает все то, что создает основу для успеха в будущем, включая интеллектуальные активы (объекты интеллектуальной собственности). Процессный капитал включает формализованные внутри компании процедуры обмена опытом, использования информационных технологий, печатных материалов и т.п. Структурный капитал в отличие от человеческого составляет собственность компании.

Для измерения интеллектуального капитала служит то, что используются нестоимостные показатели. В частности, Скандия использует и постоянно замеряет примерно 30 показателей, характеризующих состояние ее интеллектуального капитала. Большинство из них имеет неденежное измерение. Опыт Скандии подробно описан в [40].

В другой работе [38] предлагается концепция «нового баланса» (New Balance Sheet). Автор считает, что реальный баланс любой компании состоит из двух составляющих: видимой и невидимой. Фондовый рынок оценивает компанию по сумме двух частей. Видимая часть баланса — это то, что мы увидим, если посмотрим в финансовой отчетности фирмы. Однако рыночная капитализация здоровой фирмы будет существенно превышать данные финансовой отчетности. Разность будет составлять ценность невидимой части. У невидимой части баланса есть свой актив и пассив. Актив имеет структуру, очень похожую на ту, которую авторы предыдущей книги назвали интеллектуальным капиталом. Актив невидимой части уравновешивается пассивом, состоящим из двух частей: невидимых обязательств (например, обязательства пожизненного найма в японских компаниях) и невидимого капитала акционеров. Таким образом, собственность акционеров состоит из чистых активов видимой (финансовой) части и невидимого капитала. Автор этой книги считает, как и предыдущие авторы, что все попытки использовать стоимостные показатели для невидимой части баланса — от лукавого.Похожие идеи высказываются автором книги [41].




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Декомпозиция

Первая декомпозиция — СМЗ порождает решения, подсказки, информацию к размышлениям, т. е. знания сотрудников, которые в конечном счете возвращаются в си...

Какие знания сотрудник обязан передать в корпоративную систе

Это определяется руководством и менеджерами компании. Кто именно (компания или сотрудник) является владельцем знания? По нашему определению, знание не является знанием как та...