Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Схема организации поиска в портале знаний

Кадровая политика - Система менеджмента знаний

схема организации поиска в портале знаний

Построенный по предложенной выше схеме портал знаний может поддерживать несколько видов поиска:

 “локальный” (когда поиск информации производится непосредственно среди ссылок на ресурсы, которые содержатся в онтологии),

 “глобальный” (когда запрос перед передачей той или иной поисковой системе предварительно уточняется с помощью онтологии и переводится в соответствующий формат с использованием ключевых слов (терминов) и логических связок).

Выбор вида поиска осуществляется в пользовательском интерфейсе портала знаний, который обеспечивает также возможность составления поискового запроса на естественном языке и просмотра результатов поиска.

Принципы организации глобального поиска были рассмотрены нами в работе [6], поэтому в этом докладе мы рассмотрим только основные этапы локального поиска.

Сначала заданный на естественном языке поисковый запрос обрабатывается системой Alex, которая осуществляет лексический анализ посредством сопоставления текста запроса с множеством лексических образцов-шаблонов, заданных в словаре-тезаурусе.

Затем, полученный в результате лексического анализа набор терминов (понятий) предметной области подвергается семантическому анализу, который выполняется на основе онтологии, составляющей со словарем-тезаурусом единую сеть знаний. При этом рассматриваются как свойства понятий предметной области и связи между ними, так и свойства представленных в онтологии ресурсов, сопоставленных указанным в запросе понятиям предметной области. Результирующий список ссылок на ресурсы формируется с учетом степени релевантности каждого ресурса полученной совокупности понятий.

При формировании данного списка мы различаем относительную ro и абсолютную ra релевантность ресурса запросу.

В простейшем случае, когда не учитывается взаимосвязь понятий и их степень важности в запросе, относительная релевантность ro ресурса Rk запросу Q, включающему n понятий Pi данной предметной области, может быть вычислена по формуле

Из формулы видно, что абсолютная релевантность ресурса Rk запросу Q становится нулевой, если этот ресурс нерелевантен хотя бы одному понятию из запроса. Поэтому использование абсолютной релевантности ресурса предполагает более жесткий критерий отбора ресурсов, чем использование относительной релевантности.

В то же время, очевидно, что описанные выше способы вычисления релевантности как в отдельности, так и в комбинации, дают довольно грубую оценку релевантности ресурса запросу. В связи с этим нами разрабатывается метод вычисления релевантности, учитывающий взаимосвязь понятий, а также их степень важности в запросе.

В докладе предложен подход, позволяющий повысить эффективность поиска в сети Интернет путем организации порталов знаний, каждый из которых предоставляет пользователю доступ к ресурсам определенной тематики. В основе таких порталов знаний лежат онтологии, содержащие наряду с традиционным описанием предметной области соотнесенное с ним описание структуры и типологии соответствующих сетевых ресурсов. Главным преимуществом данного подхода является то, что порталы знаний позволяют значительно сократить время обработки запроса пользователя и количество выдаваемых ресурсов за счет более точного определения степени их релевантности и хранения ссылок на них непосредственно на портале знаний.

Мы считаем, что специализированные порталы знаний должны обеспечить более быстрые и релевантные ответы на запросы, чем существующие на данный момент поисковые системы.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Модели представления знаний. Неформальные (семантические) мо

Очевидно, все методы представления знаний, которые рассмотрены выше, включая продукции (это система правил, на которых основана продукционная модель представления знаний), от...

Обеспечение доступа к ценным знаниям, находящимся за предела

Данный срез управления знаниями вряд ли может претендовать на особую новизну или оригинальность. И в прошлые годы получение актуальных зна...