Квалификация и потенциал персонала |
Проекция маркетинга |
Что значит управление знаниями? |
Основные стадии консультационного процессаРуководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ... |
Ошибки руководителейСистема управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире... |
Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до... |
Кадровая политика - Маркетинг знаний
Особняком стоит такая экзотическая область, как компьютерная вирусология. Исследователи, использующие методы A-life, подошли к этой проблеме, трактуя компьютерные вирусы как специфическую разновидность искусственной жизни, способную к мутациям, размножению, инфицированию среды обитания и самосовершенствованию. При такой трактовке становится реальностью давняя идея об универсальном антивирусе, который будет обнаруживать не конкретные виды вирусов (как большинство существующих программ) а проявления новых форм компьютерной жизни - изменение дисциплины обработки прерываний, нетипичное поведение известных программ, незнакомый почерк общения программ с файловой системой и т.п. Фирма IBM уже анонсировала первый коммерческий антивирус, построенный на подобных принципах.
Что же касается таких областей, как моделирование катастроф, чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов, то здесь история ситуационных центров, фактически использующих элементы A-life, насчитывает уже несколько десятилетий. Многочисленные примеры таких приложений можно найти на СD NASA Technology , с которого недавно был снят гриф секретности. Любопытно, что сразу после этого диск (до сих пор не разрешенный к вывозу из США) появился на рынке Москвы.
И в том строю есть промежуток малый...
Сколь угодно красивая и интересная теория овладевает массами лишь тогда, когда на рынок выходят простые и удобные инструментальные средства, делающие эксперименты с новыми концепциями общедоступными. К счастью, для A-life такой инструмент уже существует, более того, он присутствует на рынке Москвы.
Основным компонентом систем A-life являются пакеты, реализующие генетические алгоритмы. Наиболее распространены два таких пакета : пакет Evolver (первый из массовых пакетов GA, узнаваемый по характерной картинке с человекообразными обезьянами на обложке), а также более поздний и мощный пакет GeneHunter фирмы Ward Systems Group. Последний особенно популярен, поскольку входит в состав нейросетевого пакета Ward, активно применяемого российскими банкирами для портфельной игры и валютного дилинга.
Тем, кому кажется, что новые технологии - это что-то бесконечно далекое от повседневных проблем реального бизнеса, предлагаем маленький эксперимент. Представьте, что Вы - владелец небольшой фирмы, занимающейся отверточной сборкой компьютеров. Соответственно, у Вас на складе постоянно присутствует несколько разновидностей каждого компонента ПК - дисководов, корпусов, материнских плат и т.д. Не мне вам объяснять, что цена собранного компьютера не равна сумме его компонент. Соответственно, возникает элементарная оптимизационная задача - как из всего этого добра собрать компьютеры на максимальную сумму ? Готов утверждать, что даже при микроскопическом оброте в 100 млн рублей в месяц, получить оптимальное решение вручную почти невозможно. А пакет GeneHunter справится с этой задачей за несколько минут, причем решение лишь одной этой задачи окупит его стоимость за неделю. Кстати, некоторые дальновидные торговцы уже сообразили, что все вышесказанное справедливо не только для компьютеров, но и для повышения доходности от торговли мебелью, стройматериалами, а также массы других приложений.
Для построения реальных экономических и политических моделей используются также пакеты, основанные на нечеткой логике. Наиболее известен пакет CubiCalc, позволяющий строить экспертные системы с нечеткими правилами. Его любят банкиры и экономисты, вдохновленные сообщениями об успешных применениях таких систем японскими финансистами (Так, сообщается, что Fuji-bank, применив подобную систему моделирования, повысил доходность краткосрочных дилинговых операций на $700000 в месяц).
В задачах ситуационного моделирования наиболее широко применяется пакет iThink, реализующий методы т.н. динамики систем (system dynamics). Его основными потребителями также являются финансисты и крупные госструктуры. Первых волнуют вопросы моделирования различных финансовых рынков и оптимизация деятельности ФПГ, вторые более озабочены макроэкономическими и политическими моделями. Кстати, с помощью iThink была реализована модель оценки политических пристрастий электората, стоявшая на боевом дежурстве в одной из властных структур верхнего уровня вплоть до успешного окончания президентских выборов.
Что же касается подлинно массовых продуктов, расчитанных на бедных студентов , то здесь искренне советуем начать с книги [Clarkson, Mark. Creating Artificial Life with Visual C++/Windows Hothouse, 1995], содержащей все необходимое для построения собственных искусственных миров . В самостоятельных экспериментах с генетическими алгоритмами большую помощь окажет статья [Cona J. Developing a genetic programming system / AI Expert, 1995, v.10, N 2, p.20]. В дебрях Internet можно найти несколько серверов, специализирующихся на artificial life и генетических алгоритмах. Кроме того, на WWW-сервере фирмы Toshiba можно получить альфа-версию пакета Enfant - библиотеки классов C++, позволяющей строить любые виды нейронных сетей, когнитивных нечетких систем и произвольных моделей управления. Впрочем, проект Enfant также заслуживает отдельного разговора...
Финансистам рекомендуем недавно изданную книгу [Bauer R.J. Genetic Algorithms and Investment Strategies/John Wiley & Sons, 1995] - практически первую книгу, внятно объясняющую практические способы реального увеличения прибыли от финансовых операций при помощи генетических алгоритмов.
Есть и реализации A-life для самых юных любителей компьютеров. Это игры - поистине идеальный полигон для обкатки и популяризации новых технологий. Особенно советуем обратить внимание на игру Galapagos фирмы Anark. Это была бы ничем не примечательная бродилка , одна из тысяч, если бы не одно обстоятельство. Главный герой игры, унылое существо по имени Mendel, обладает способностью к обучению и накапливает опыт, наблюдая за вашими попытками вывести его с Галапагоса. Так что не удивляйтесь, если после третьего купания в раскаленной лаве он перестанет подчиняться вашим командам и подходить к опасным участкам.
На играх, использующих элементы A-life, также специализируется фирма Maxis. Так, в новой стратегической игре Mission in the Rainforest, вам дается в управление 10000 квадратных миль лесного района в Малайзии и ваша задача - превратить регион в экологический рай . А в ставшей бестселлером игре Unnatural Selection вам в руки передается лаборатория A-life для выведения некоего существа по имени Theroid, способного обуздать сонмище монстров - порождение больной фантазии безумного профессора генетики.
Читайте: |
---|
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И ТЕХНОЛОГИИУправление знаниями подразумевает две составляющие: организационную и технологическую. Организационная часть — ее еще называют социально-психологической — это политика компании в от... |
Что такое база знаний и зачем она нужнаДавайте без лишних слов начнем строить базу знаний в вашей компании. Если, конечно, такой базы знаний еще у вас нет. По до... |