Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Управление знаниями, а может ли быть такое?

Кадровая политика - Управление знаниями

управление знаниями, а может ли быть такое?

Специалисты, которые интересуются задачами, проблемами и технологиями управления предприятием часто встречаются с термином knowledge management или управление знаниями. Не совсем обычное сочетание слов в этом термине часто приводит логически и системно мыслящего человека к непониманию основной сути или значению этого термина. Тем более, что он часто используется для обозначения информационных технологий, которые предназначены для поддержки системы управления предприятием на основе заполнения, обработки и анализа баз данных и баз знаний, используемых на предприятии.

Функциональное назначение и внутреннюю суть этих баз будем анализировать после обсуждения важного с нашей точки зрения вопроса, который сформулируем следующим образом. Можно ли управлять знаниями участников производственного процесса, а полученные результаты, использовать для развития и управления предприятием?

В статье Леонида Черняка «Управление знаниями и информационные технологии», опубликованной 16.10.2000г. на Web сайте издательства Открытые системы, приводится цитата специалиста по технологиям управления знаниями Ларри Прусака, который считает, что «управлять знаниями невозможно, можно управлять лишь той средой, в которой создаются и используются знания».

С нашей точки зрения, знаниями участников производственного процесса (субъектов) управлять можно, если управление рассматривать как целенаправленное изменение состояния объекта или субъекта, т.е. сотрудника предприятия. Знания субъекта являются определенной характеристикой его состояния, точно также как температура в системе отопления дома характеризует определенное текущее состояние этой системы. Знания субъекта можно расширять и углублять, т.е. управлять ими, например, с помощью целенаправленного обучения с преподавателями или целенаправленного самообучения, в том числе и на основе метода «проб и ошибок».

Такие процессы управления знаниями можно наблюдать, например, когда предприятие переходит на новые технологии производства или управления, которые необходимы ему для поддержания или развития конкурентной способности. Для реализации этих задач сотрудников предприятия целенаправленно обучают применению соответствующих технологий. Необходимо заметить, что аналогичные процессы управления знаниями, т.е. целенаправленного обучения с помощью эксперта - инженера по знаниям наблюдаются при настройке интеллектуальных экспертных систем на определенную предметную область знаний.

Для поддержания конкурентной способности конкретного работника очень важен процесс целенаправленного самообучения, который дает возможность специалисту получать новые знания, умения и навыки для более качественного выполнения служебных обязанностей. Следовательно, конкуренция на рынке труда является важным мотивом для целенаправленного самообучения специалиста. При этом, полученные знания могут быть уникальными, которые невозможно получить с помощью преподавателей. Ценность таких знаний может быть огромной не только для специалиста, если их использование существенно повышает конкурентную способность предприятия. Для предприятия использование уникальных знаний по существу является «ноу - хау» и интеллектуальной основой в конкурентной борьбе. Поэтому знания и эффективность их использования во многом определяют экономическое и финансовое состояние предприятия.

Уникальные знания специалистов являются одной из важнейшей характеристикой для оценки стоимости действующего предприятия. Стоимость таких знаний может существенно превышать стоимость основных фондов предприятия.

В этом легко убедится, если представить себе, что в компании Microsoft или в Кембриджском университете уволились все специалисты, а остались только помещения и компьютеры. Этот пример демонстрирует, каким мощным экономическим потенциалом могут обладать уникальные знания, если они находят применение.

Совершенно естественно, что эффективное управление предприятием возможно только на основе сбора, обработки и анализа соответствующей достоверной информации, как менеджерами предприятия, так и их интеллектуальными помощниками - сетевыми экспертными системами. В результате этих интеллектуальных операций с информацией создаются знания о текущем состоянии предприятия, которые в виде определенной структурированной информации, могут хранится в соответствующих базах данных, которые часто называют базами знаний. Профессиональные знания менеджеров являются их интеллектуальным базисом для принятия управленческих решений на основе знаний о текущем состоянии предприятия. Эти управленческие решения в виде определенной структурированной информации, также, могут сохранятся в соответствующих базах данных. Их можно непосредственно использовать в последующих аналогичных ситуациях управления или анализировать для принятия соответствующего корректирующего воздействия, если результат управления не дости, поставленной цели.

Таким образом, управление предприятием с целью поддержки и развития его конкурентной способности возможно только на основе использования знаний и такое управление является интеллектуальным, так как только интеллект может создавать знания и их использовать для управления.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Системы познания

Остановимся подробнее на понятии система познания (cognitive system). Такой системой может быть человек, группа людей, организация, компьютер, или эти компоненты в ...

10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями (Knowledg

Основные термины и понятия управления знаниями Знания (Knowledge) — необходимая людям информация, используемая ими по определенным правилам и в соответствии с оп...