Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Почему базы знаний более правильно называть базы данных структурированной информации?

Кадровая политика - Управление знаниями

почему базы знаний более правильно называть базы данных структурированной информации?

Для ответа на этот вопрос следует определить понятие термина знание. Необходимо отметить, что существует огромное многообразие трактовки этого термина. Это означает, что понятие знание отражает бесконечные возможности проявления интеллекта. Если определить понятие знания с позиций информационных технологий, использующих знания для управления, то с нашей точки зрения, наиболее удачная формулировка этого термина принадлежит Лачинову В.М. и Полякову А.О. - авторам теоретических основ информодинамики [1].

В этой работе имеется следующее определение знания « Знание, в общем случае, является переменной во времени и контексте совокупностью отношений между данными». Однако из определения не следует, что знания это есть результат интеллектуальной деятельности. Поэтому, развивая это определение, дадим свою формулировку термина знание.

Знание есть результат интеллектуального отражения информации (данных) интеллектуальной сущностью, который ей принадлежит в виде определенного индивидуального информационного образа.

В зависимости от способностей интеллектуальной сущности отражать информацию знания могут тождественно характеризовать суть отраженной информации (совокупность отношений между данными) в виде определенного индивидуального информационного образа.

Эти определения нам помогут понять, что знания это только внутреннее состояние интеллекта, выраженное в виде определенного информационного образа закрытого от внешнего наблюдателя или мира и не более. Интеллектуальная сущность может передавать во внешний мир свои знания в виде определенной информации (речь, текст, графика и т.д.). При этом информация обязательно структурирована в виде связей и отношений между информационными составляющими. Суть этой структурированной информации и есть знания интеллектуальной сущности, выраженные во внешнем мире. Заметим, что одни и те же знания можно выражать в бесконечном разнообразии структурированной информации(английский, русский или другой язык, математические формулы и выражения, жесты, мимика и т.д.).

Поэтому чтобы тождественно тиражировать знания, т.е. передавать их другой интеллектуальной сущности, знания должны быть выражены в такой форме структурированной информации, суть которой способна тождественно отразить эта интеллектуальная сущность. Если эта интеллектуальная сущность не имеет таких способностей, то она не сможет тождественно тиражировать знания. Преподаватели хорошо знают, что ученики имеют разные интеллектуальные способности и не все могут тождественно тиражировать их знания.

После этих объяснений становится понятно, что баз знаний для общего пользования существовать не может, т.к. мы определили, что знания есть внутреннее состояние интеллектуальной сущности. Базы знаний индивидуальны и принадлежат только индивидуальным интеллектуальным сущностям. Это соответствует бесконечному многообразию мира, в котором каждая сущность индивидуальна.

Поэтому, с нашей точки зрения, термин базы знаний применять не совсем корректно при описании баз данных структурированной информации, так как они являются только определенным информационным представлением знаний и не более. Не каждая интеллектуальная сущность имеет необходимые способности для отражения сути этой информации в виде соответствующих тождественных знаний. И только развитие интеллектуальных способностей может дать возможность интеллектуальной сущности решить эту задачу.

Это означает, что целенаправленное обучение является необходимым атрибутом для получения тождественных знаний.

Важность этого вывода заключается в том, что система управления предприятием на основе использования технологий знаний не может существовать и развиваться без специально организованной структуры профессионального обучения сотрудников предприятия.

Эта структура обучения должна поддерживать и поощрять как целенаправленное обучение с преподавателями - экспертами, которыми могут быть лучшие специалисты предприятия, так и целенаправленное самостоятельное обучение. Только такой подход к подготовке кадров позволит создавать, распространять и использовать новые знания для поддержки и развития конкурентной способности предприятия. Также важной задачей учебного подразделения предприятия является подготовка преподавателей - специалистов, которые могли бы наиболее эффективно организовать учебный процесс и организация исследовательской работы в сфере использования технологий знаний в учебном процессе.

Поэтому подготовку предприятия к переходу на использование технологий знаний необходимо начинать с создания собственного учебного подразделения и баз структурированной информации для обучения специалистов этим технологиям. Без такого учебного центра переход предприятия на современные технологии производства и управления не возможен.

Промышленно развитые страны в течение последних десяти лет активно развивают и используют информационные технологии управления знаниями. Существуют государственные планы развития этих технологий и межгосударственные программы поддержки научных исследований в этой области. Специалисты проводят международные форумы, конференции и выставки, посвященные результатам развития и использования технологий знаний. Авторы принимают участие в таких международных встречах, а также имеют семилетний опыт работы в этой сфере технологий. В Росси процесс внедрения технологий знаний только начинает свое движение. Поэтому нам всем важно учиться на чужих ошибках и как можно меньше делать собственные неразумные шаги, если это возможно. Использование технологий знаний это дорогое удовольствие, но безусловно необходимое, если мы хотим иметь конкурентно способное производство и эффективное управление в том числе и государством.

Мы будем рады, если Вы найдете в этой статье полезную информацию для себя, Вашего предприятия или организации.

Авторы открыты для обсуждения любых тем, связанных с проблемами развития и использования технологий знаний.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Теория мотивации труда Ф. Герцберга

Обзор специальной литературы выявил, что наиболее полный перечень мотивационных атрибутов работы был разработан группой ученых под руководством Ф. Герцберга [9]. Ше...

Комбинирование

Комбинирование (combination) — традиционный для Запада способ передачи явных, кодифицированных знаний от одного человека другому, например,при помо-щи книг, газет, лекций, ко...