Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Организация порталов знаний на основе онтологий

Кадровая политика - Система менеджмента знаний

организация порталов знаний на основе онтологий

Ключевые слова: онтология, база знаний, интеллектуальный агент, информационный поиск, портал знаний, сетевые ресурсы

В настоящее время в сети Интернет представлены громадные объемы информации, большая часть которой становится практически недоступной из-за неэффективной работы поисковых систем. Для повышения эффективности поиска в сети Интернет предлагается строить порталы знаний, каждый из которых предоставляет доступ к ресурсам определенной тематики. В основе порталов знаний лежат онтологии, содержащие описание структуры и типологии соответствующих сетевых ресурсов. Организация таких порталов поможет значительно сократить время обработки запроса пользователя и количество выдаваемых ресурсов за счет более точного определения степени их релевантности и хранения ссылок на них непосредственно на портале знаний.

1. Введение

В настоящее время в сети Интернет представлены громадные объемы информации, которые из года в год неконтролируемо растут. Большая часть этой информации становится практически недоступной из-за неэффективной работы поисковых систем, не учитывающих семантику запросов. Проблема усугубляется еще и тем, что в качестве основной задачи поисковых систем в настоящее время рассматривается индексация ресурсов сети при полном отсутствии средств анализа смысла представленной в них информации.

Для решения задачи повышения эффективности поиска в сети Интернет предлагается строить порталы знаний, каждый из которых предоставляет доступ к ресурсам сети Интернет определенной тематики. Основу таких порталов знаний составляют онтологии, содержащие описание структуры и типологии соответствующих сетевых ресурсов.

Понятие онтология [1], заимствованное из философии, сейчас активно применяется в информатике и искусственном интеллекте. Напомним, что в философии онтология – это учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия. В таком понимании онтология, являясь философской дисциплиной, изучает объекты, свойства которых являются общими для всего сущего.

Когда же природа объектов различна, то в зависимости от контекста и целей использования онтологии, существуют следующие интерпретации этого понятия [2]. Одни исследователи рассматривают онтологию как концептуальную “семантическую” сущность. Тогда онтология является концептуальной системой, которая предлагается в качестве базиса определенной базы знаний. Другие исследователи трактуют онтологию как специальный семантический объект. В данном случае онтология – это представление концептуальной схемы логической теории, ее словарь или спецификация.

Для систем искусственного интеллекта (ИИ), которые, как правило, являются замкнутыми системами, существует только то, что уже в них представлено или может быть представлено, поэтому в области ИИ самым распространенным определением онтологии является определение, данное в работе [3]. Согласно этому определению, онтология является точной спецификацией концептуализации. Точный смысл этой интерпретации зависит от понимания терминов “спецификация” и “концептуализация”. Под концептуализацией может пониматься некоторая абстракция, т.е. упрощенное представление мира, построенное для определенной цели. Концептуализация включает объекты, понятия и другие сущности, которые предполагаются существующими в рассматриваемой области, а также отношения между ними. С этой точки зрения каждая база знаний, система ИИ или интеллектуальный агент явно или неявно фиксируются некоторой концептуализацией.

В контексте ИИ основу онтологии составляет множество (словарь) представленных в ней терминов, организованных в таксономию. В такой онтологии определения связывают имена сущностей предметной области, (например, классы, отношения, функции и другие объекты) с текстом на естественном языке, описывающим, что означают эти имена, и формальными аксиомами, ограничивающими интерпретацию и корректное использование терминов. Заметим, что при таком подходе понятие онтологии сильно пересекается с уже принятым в информатике и лингвистике понятием тезауруса.

В настоящее время ведется большое число исследований в области онтологий, в том числе и в работах по интеллектуализации информационного поиска, в первую очередь в среде Интернет. Общей целью таких проектов является разработка новых подходов к построению пространств знаний и средств работы с ними.

Особенностью онтологий порталов знаний, ориентированных на поиск информации в Интернет, является наличие в них описания сетевых ресурсов наряду с традиционным описанием предметной области. Такая онтология на основе предварительного индексирования группирует ссылки на Интернет-ресурсы в категории и соотносит их с понятиями, которые в ней описаны. На основе свойств сетевых ресурсов онтология отслеживает взаимосвязи между информационными источниками для соотнесения их с определенной тематикой, группой, интересами и другими параметрами, как это предлагается в [4].

Онтологии порталов знаний могут использоваться не только для локализации поиска в проиндексированных данным порталом ресурсах, но и для уточнения формулировки запроса при выполнении поиска во всей сети.

Заметим, что для решения задачи поиска информации также должны быть созданы специальные средства пополнения онтологии и ее интеграции с другими предметными онтологиями.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Проблемы внедрения знания в действия фирм

Знания и информация очень критичны с точки зрения их применения. Хорошо известно, что многие фирмы имеют бреши между тем, что он...

Системы познания

Остановимся подробнее на понятии система познания (cognitive system). Такой системой может быть человек, группа людей, организация, компьютер, или эти компоненты в ...