Квалификация и потенциал персонала |
Проекция маркетинга |
Что значит управление знаниями? |
Основные стадии консультационного процессаРуководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ... |
Ошибки руководителейСистема управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире... |
Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до... |
Кадровая политика - Система менеджмента знаний
Задача повторного использования ранее созданных знаний для решения новых проблем давно находилась в центре внимания менеджеров. Этот вопрос в особенности занимал американцев. Как уже отмечалось, решение виделось в создании баз знаний на основе широкого использования информационных технологий. Однако эти попытки потерпели крах. Упование на информационные технологии как на решение всех проблем на поверку оказалось утопией.
Однако это не означает, что проблема повторного использования уже существующих знаний потеряла актуальность. Напротив, в современных условиях она только возросла. Правда, теперь решение ищут не в технологической сфере (имеются в виду информационные технологии), а в сфере оригинальных организационных решений, в которых информационным технологиям отводится вспомогательная роль. Заметным событием в связи с этим вопросом стал выход книги [36]. Автор затрагивает организационные аспекты эффективной передачи существующих знаний внутри одной компании и утверждает, что в зависимости от ряда факторов в любой компании имеют место пять видов трансферта (передачи) знаний:
последовательный (serial transfer);
ближний (near transfer);
дальний (far transfer);
стратегический (strategic transfer);
стратегический (strategic transfer);
экспертный (expert transfer).
Каждый из видов трансферта имеет свои закономерности и правила осуществления, придерживаться которых надо обязательно, если компания хочет обеспечить эффективность этих процессов.
Проблема передачи знаний имеет самое непосредственное отношение к проблеме трансферта технологий. Как известно, сегодняшняя ситуация на рынках высокотехнологичной продукции характеризуется интенсивным ростом лицензионной торговли. При этом большая ее часть приходится на сделки между подразделениями внутри транснациональных компаний. Меньшая — на передачу результатов интеллектуальной деятельности между независимыми организациями, например, между научно-исследовательскими организациями, включая учебные заведения, и коммерческими фирмами.
Формально лицензионные соглашения подразумевают передачу таких объектов интеллектуальной собственности, как изобретения, промышленные образцы, ноу-хау и др. Однако в большинстве случаев за формальными юридическими обязательствами передать нечто должна стоять передача реальных знаний, что, как уже отмечалось, весьма непростая задача, если, конечно, мы хотим приобрести не пустышку в красивой обертке, а реальную ценность, на которой впоследствии хотим заработать сами.
Обсуждая ту же проблему передачи знаний, авторы книги [38] ставят вопрос шире. Они справедливо отмечают: прежде чем передавать знания внутри организации, надо знать, что же эта организация знает. Как показывает опыт, это — отнюдь не тривиальная проблема. Авторы указывают, что для передачи знаний существует, по крайней мере, четыре препятствия. Главнейшее из них — незнание того, что же действительно фирма знает. Три других — абсорбционная способность компании к приобретению знаний, недостаток эффективных отношений в организации и скорость передачи знаний — также вносят негативный вклад в снижение качества познавательной деятельности в компании. Для решения проблемы авторы предлагают концепцию «внутреннего бенчмаркинга», который представляет собой процесс выявления, обмена и использования знаний и практических навыков внутри собственной организации.
Читайте: |
---|
Системы управления знаниями: все знания — на службу фирмеПроблема Сегодня, в обстановке острой конкурентной борьбы, чтобы принимать адекватные решения, важно четко знать, какой суммой знаний располагает ваша организация. Сейчас эт... |
Концепция внутреннего маркетингаВнутренний маркетинг (internal marketing), который иногда в русскоязычной литературе упоминается как внутрикорпоративный маркетинг , является одной из функций маркетинга ус... |