Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Дисциплина «управление знаниями»

Кадровая политика - Система менеджмента знаний

дисциплина «управление знаниями»

Новая дисциплина «управление знаниями» исследует «жизнь» знаний внутри организаций. Знания — очень сложный объект исследования — находятся в центре внимания, прежде всего, философов. С точки зрения менеджмента, нас интересуют лишь некоторые свойства знаний, характеризующие их «жизнь» в организации. В этом контексте широкий резонанс получила книга [5]. Ее авторы, отталкиваясь от более ранней философской работы М. Поланьи, противопоставили явное, или высказанное (Explicit Knowledge) и скрытое, или умалчиваемое знание (Tacit Knowledge). Явное, или кодифицированное знание — это привычное нам знание, которое можно изложить в учебниках, книгах, на других носителях, высказать словами и т.д. Однако мы можем знать больше, чем можем высказать. Та часть знаний, которую нельзя не только изложить на бумаге или других носителях, но и даже высказать словом, будет скрытым, или некодифицированным знанием.

Скрытое знание оказывается личным, специфическим для контекста, в котором конкретное лицо — носитель этого знания — находится. Именно поэтому его трудно кодифицировать и передавать от одного субъекта к другому. К числу скрытых знаний можно отнести субъективные прозрения, интуицию, идеалы, ценности и даже эмоции отдельного индивидуума. В связи с противопоставлением явного и скрытого знаний авторы выделяют четыре познавательных процесса, протекающих в организации.

Социализация (socialization) — это процесс передачи скрытого знания от одного члена организации к другому. Такая передача знания осуществляется без использования языка посредством, например, наблюдения одного человека за другим. Этот невербальный процесс играет важную роль в японских компаниях.

Экстернализация (externalization) — процесс превращения скрытого знания в явное. Этот вид превращения осуществляется при помощи необычного использования языка, различных метафор, аналогий и играет важнейшую роль.

Интересно, что метафорическую природу терминов задолго до И. Нонаки и его соавторов обсуждал В.В. Налимов [б]. В этой работе вводится так называемая бейесовская модель языка, в основе которой (если говорить упрощенно и кратко) лежит следующее представление. С каждым словом или высказыванием связано множество возможных смыслов. Автор некоторого текста, употребив данное слово или выражение, связывает с ним свои субъективные представления о вероятностях представления этим словом соответствующих смыслов. Собрав все смыслы вместе, получим их некоторое распределение по вероятностям с точки зрения автора текста. Что же касается читателя или слушателя, то у него есть свое субъективное, но, возможно, иное распределение вероятностей (да и набор смыслов тоже может не совпадать полностью). В акте восприятия происходит взаимодействие этих двух вероятностных распределений, в результате чего может деформироваться распределение у получателя текста. Пользуясь теоремой Бейеса из теории вероятностей, В.В. Налимов получил итоговое распределение как «взвешенное произведение» исходных распределений.

Обращаясь к языку науки, В.В. Налимов выделяет метафоричность терминов как нечто хорошо известное. При этом он ссылается на работы Е. Маккормака [7] и П. Файера-бенда [8]. Он пишет: «Мысль легче воспринимается, если она производит шокирующее впечатление, создает интеллектуальное напряжение». Он говорит также о дзенских коанах как о примере метафоричности, доведенной до крайности. Интересно, что книга В.В. Налимова выдержала второе издание [б], а затем была переведена на английский язык и опубликована в США [9], но, видимо, осталась неизвестной авторам современной концепции управления знаниями.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Формирование знаний

Цели. Приступая к внедрению СМЗ, необходимо четко определить, для чего это делается, какой результат должен быть до...

К УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ

К УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ или в поисках новой модели управления в машиностроении Кадыев Тимур, Директор по стратегическому и организационному развитию, Группа компаний С...