Квалификация и потенциал персонала |
Проекция маркетинга |
Что значит управление знаниями? |
Основные стадии консультационного процессаРуководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ... |
Ошибки руководителейСистема управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире... |
Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до... |
Кадровая политика - Система менеджмента знаний
Управление знаниями основывается на более ранних достижениях. Констатация того, что решения должны основываться на адекватных знаниях ситуации, вряд ли может претендовать на новизну. Однако и здесь некоторые акценты расставляются по-новому. Возьмем, к примеру, такой мощнейший инструмент стратегического управления, как сценарное планирование, известное с 60-х годов (например, [20]). Однако в 90-е годы этот инструмент пережил период своеобразного ренессанса, что неудивительно. Ведь прошедшее десятилетие стало временем головокружительных технологических изменений, а сценарное планирование становится наиболее востребованным именно в период бурных перемен. В условиях интенсивных изменений (или высокого уровня неопределенности), как не без изящества сказал однажды руководитель фирмы Intel Э. Грув, «выживает только параноик» [21]. В такой ситуации, считает автор, сценарное планирование становится ключевым инструментом познания, позволяющим остаться в бизнесе.
Литература по сценарному планированию весьма многочисленна. Однако образцовой, с точки зрения ясности изложения, можно считать книгу [22]. Она построена на очень удачной аналогии. Каждая фирма имеет свою Идею Бизнеса — логически стройную конструкцию, возводимую в процессе сценарного планирования. В ходе этого процесса строятся также Сценарии, которые представляют собой различные, существенно отличающиеся друг от друга варианты развития внешней по отношению к данному бизнесу среды. Построенная идея бизнеса проверяется на совместимость с различными сценариями. В соответствии с используемой аналогией, автор предлагает рассматривать идею бизнеса как испытуемый объект, который мысленно помещается в «аэродинамическую трубу». Различные сценарии — это режимы работы «аэродинамической трубы». Таким образом, чтобы быть успешной, идея бизнеса должна выстоять во всех без исключения «режимах». Если этого не происходит, то менеджмент принимает те или иные стратегические решения.
Одна из ключевых особенностей сценарного планирования в изложении автора заключается в том, что различным сценариям не приписываются вероятности. Все сценарии считаются равновероятными, и при таком подходе фирма должна быть одинаково готова к любому варианту развития событий. Другая ключевая особенность современной версии сценарного планирования — использование «опционного мышления» при разработке инвестиционных решений. С самого начала решения структурируются таким образом, чтобы в них имелись специальные триггерные точки, которые позволили бы менеджерам вносить изменения в осуществляемую программу действий по мере прояснения неопределенной ситуации. Такой подход обеспечивает исключительную гибкость, позволяет избежать откровенно провальных решений. Литература по «реальным опционам» в 90-е годы находилась в центре внимания (например, [23, 24]).
Наконец, самое важное новое обстоятельство в применении сценарного планирования в современных условиях — это призыв к институционализации сценариев. Ранее сценарное планирование было уделом высшего руководства компании. Сегодня происходит его демократизация. Сценарное мышление спускается на все уровни управления. Это полностью отвечает современным тенденциям, суть которых в том, что для обеспечения эффективности деятельности организации последняя не просто должна статически обладать некоторыми знаниями на каком-то уровне управления, но знания должны быть институционализированы. Другими словами, внутри организации должны протекать специально организованные процессы бизнеса, направленные на создание, приобретение, использование и распространение самых передовых знаний, в том числе о том, по какому из заблаговременно предусмотренных вариантов (сценариев) происходит развитие событий во внешней среде, и что это значит для бизнеса компании.
Чтобы перебрать большое число вариантов сценарном планировании, все чаще приходится использовать имитационное моделирование [25]. Более того, в рамках имитации, для сокращения числа переборов вариантов, применяются методы планирования экспериментов, к которым мы еще вернемся в данной работе.
В контексте использования знаний при принятии решений упомянем еще об одном аспекте проблемы. Знания и решения нужны компании не сами по себе. Они нужны, чтобы действовать. Другими словами, любая компания должна успешно справляться со всей цепочкой «знание — решение — действие». Если хотя бы один элемент цепочки имеет изъяны, эффективность деятельности компании существенно страдает. Авторы [26], исследуя данную проблему, указывают, что адекватного представления о том, что нужно делать, мало. Между знанием «что делать» и реальными действиями может лежать пропасть.
Управление знаниямиНе секрет, что решение задачи эффективного управления знаниями слагается из двух важнейших составляющих - гуманитарной и IT. Мы предлагаем комплексный по... |
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ И ТЕХНОЛОГИИУправление знаниями подразумевает две составляющие: организационную и технологическую. Организационная часть — ее еще называют социально-психологической — это политика компании в от... |