Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями (Knowledge Management)

Кадровая политика - Система менеджмента знаний

10 общепринятых заблуждений об управлении знаниями (knowledge management)

Основные термины и понятия управления знаниями

Знания (Knowledge) — необходимая людям информация, используемая ими по определенным правилам и в соответствии с определенными процедурами и с учетом отношения (понимание, одобрение, игнорирование, согласие, отрицание и т. д.) людей к этой информации.

Формализованные знания (Explicit Knowledge) — знания, содержащиеся в письмах, докладах, отчетах и т. д., те знания, которые можно задокументировать, отобразить в виде документов; около 20% знаний в сообществе/компании можно формализовать.

Неформальные знания (Tacit Knowledge) — знания, которые трудно или невозможно формализовать; интуитивные знания, ощущения, впечатления, мнения; около 80% всех знаний сообщества; эти знания остаются у членов сообщества/сотрудников компании, если они покидают сообщество или компанию.

Управление знаниями (Knowledge Management) — процесс создания условий для выявления, сохранения и эффективного использования знаний и информации в сообществе. Стратегия, направленная на предоставление вовремя нужных знаний тем членам сообщества, которым эти знания необходимы для того, чтобы повысить эффективность деятельности сообщества.

Инструменты управления знаниями (Knowledge Tools) — совокупность технологических решений для выявления, хранения, передачи, структуризации, обработки, преобразования, распространения и проведения других операций со знаниями и информацией, если это необходимо для эффективной деятельности сообщества; совокупность организационных методов и решений, позволяющих создать условия для эффективного обмена знаниями и информацией.

Обмен знаниями (Knowledge Sharing) — процесс постоянной циркуляции знаний в сообществе, осуществляемый различными способами, по определенным правилам и согласно определенным процедурам с использованием технологических решений и/или при помощи организационных методов.

Мы так много говорим об управлении знаниями (КМ) в последнее время, что уже никто из руководителей и менеджеров компаний не признается в своем неведении. Вопрос в том, что именно каждый из нас включает в понятие «управление знаниями». С другой стороны, часто встречается мнение, что все компании так или иначе стараются управлять своими знаниями, но называют этот процесс по-разному. И было бы принципиально не важно, что и как называть, если бы задуманные как КМ и называемые КМ действия и решения успешно осуществлялись и работали на пользу компаниям и сообществам.

Заблуждение 1. Первое общепринятое заблуждение о КМ связано с кажущейся неопределенностью, а потому безграничностью и необъятностью этого понятия. Мне встречался по крайней мере десяток различных определений КМ. Недаром было сказано когда-то, что «термин управление знаниями используется различным образом, различными сторонами и в различных целях» (Ньюмен).

Когда непонятно, что такое КМ, какие задачи решает и для чего нужно вообще, руководитель говорит: «КМ — нет, это очень сложно для нас». И он совершенно прав.

Казалось бы, Козьма Прутков давно заметил, что «нельзя объять необъятное». Во-первых, это действительно сложно, а во-вторых, и незачем. Хотим ли мы получить практические результаты от КМ в нашей компании, да и для себя лично? Тогда нам лучше сформулировать определение КМ таким образом, чтобы конечный результат этого процесса был очевиден: КМ — это создание таких условий, при которых накопленные знания и опыт эффективно используются для выполнения важных для компании задач.

Заблуждение 2. Среди определений КМ 90-х годов прошлого века немало таких, которые описывают КМ как набор технологических решений. Эти определения — основа для заблуждения, чрезвычайно распространенного и глубоко осевшего в подсознании многих в нашей стране. В течение последних лет в российских компаниях создавались технологические решения «порталов» или иных хранилищ, употребляемых со словом «знания». Они беспорядочно наполнялись информацией и формализованными знаниями (отчетами, письмами и т. д.). Многие из нас могут сказать: «У нас есть интранет (портал знаний, база знаний и т. д.), где все есть». Но сможет ли кто-то рассказать, какие организационные процедуры используются, чтобы можно было эффективно работать с такими ресурсами? Как контролируется и оценивается процесс обмена знаниями и информацией?

Конечно, во многих случаях технологические решения (инструменты) играют важную роль для практического обеспечения КМ. При этом многие из нас традиционно забывают, что роль организационных инструментов ничуть не меньше. «КМ — это организация управленческих действий на основе всех информационных ресурсов компании» (Дж. Каффри, Лотус Девелопмент).




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Использование имеющихся знаний при принятии решений

Управление знаниями основывается на более ранних достижениях. Констатация того, что решения должны основываться на адекватных знаниях ситуации, вряд ли может пр...

Сервер

Для начала, вам нужен централизованный «ресурс» — отдельный сервер или его часть. На этом сервере и будет жить база знаний ва...