Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



От вершины айсберга

Кадровая политика - Система менеджмента знаний

от вершины айсберга

Проведя мониторинг многочисленных источников и побеседовав с рядом отечественных экспертов, наша команда не удовлетворилась полученными разношерстными определениями понятия управление знаниями (knowledge management) и отважилась сочинить собственную формулировку, которая, естественно, не является самоцелью или упражнением в области логики, а понадобится для последующих конкретных выводов.

Определение PC Week/RE:

Управление знаниями - это технология, включающая в себя комплекс формализованных методов, охватывающих:

 поиск и извлечение знаний из живых и неживых объектов (носителей знаний);

 структурирование и систематизацию знаний (для обеспечения их удобного хранения и поиска);

 анализ знаний (выявление зависимостей и аналогий);

 обновление (актуализацию) знаний;

 распространение знаний;

 генерацию новых знаний.

Чтобы не сложилось впечатления, будто собственные мысли мы проталкиваем без очереди, желая таким образом умность свою показать , приводим еще несколько определений авторитетных лиц и организаций (см. ниже), обеспечивая тем самым плюрализм мнений. Однако в дальнейших рассуждениях будем отталкиваться все же от своего определения, считая его наиболее емким (да простится нам эта заносчивость!).

Сразу заметим, что цель, которой может служить базовый хоровод перечисленных выше методов, будет в каждом конкретном случае существенно зависеть от точки приложения - т. е. от предметной области (бизнес, наука, управление государством и пр.). Об этом мы подробнее поговорим чуть дальше.

Определение Gartner Group: Управление знаниями - это дисциплина, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации и использованию информационных ресурсов предприятия и доступу к ним. Эти ресурсы включают структурированные БД, текстовую информацию, такую, как документы, описывающие правила и процедуры, и, что наиболее важно, неявные знания и экспертизу, находящиеся в головах сотрудников (The Knowledge Management Scenario: Trends and Directions for 1998-2003, Gartner Group, 1999).

Определение IDC: Управление знаниями - это формальный процесс, который состоит в оценке организационных процедур, людей и технологий и в создании системы, использующей взаимосвязи между этими компонентами с целью предоставления нужной информации нужным людям в нужное время, что приводит к повышению продуктивности (The Knowledge Management Process: a Practical Approach, IDC, 2000).

Александр Громов (директор по развитию фирмы Весть-МетаТехнология ) предлагает рассматривать дисциплину управления знаниями как средство уменьшения энтропии во Вселенной, а Вадим Федоров (заместитель директора фирмы Интертраст ) предлагает такой вариант: Управление знаниями - это управление отношениями между людьми, конкретными формами этих отношений, сопровождающими рабочие процессы. Достаточно обоснованно можно утверждать, что объектом управления в данном случае является не документ, не таблица-классификатор, а люди и отношения между ними .

Коль скоро в последнем определении появился термин объект управления , целесообразно договориться, что под ним понимается, что следует считать знанием (опять же не ради умственных упражнений, а восстановления связей для).

В качестве отправной точки мы взяли достаточно часто цитируемую формулировку, принадлежащую вроде бы Lotus-IBM и гласящую, что в корпорации циркулируют данные, информация и знания. Если данные - это недолго живущие новости, временные записи и т. п., не предназначенные для длительного использования в организации, то информацию представляют собой полуструктурированные (или агрегированные) данные, служащие, например, опорой для периодического принятия каких-либо решений. В свою очередь знания, являющиеся результатом переработки информации, имеют весьма длительный цикл жизни, несут определенную идею и снабжены контекстом, определяющим область ее эффективного применения в данном месте в данное время.

Ну а вспомнившееся весьма к месту известное изречение знать значит уметь навело на мысль, что знание - это пережитой и прочувствованный жизненный опыт, использование которого приводит к повторяемым результатам.

На основе сказанного можно выделить следующие базовые характеристики знания:

 содержательный компонент (идея и контекст ее применения);

 актуальность (знание обязательно должно быть живым , т. е. сохранять свою полезность для субъекта в течение определенного времени);

 отчуждаемость;

 повторяемость результата при использовании знания другими людьми.

Вадим Федоров совершенно справедливо отметил, что в любой организации всегда одновременно существует несколько видов знаний:

 не выявленные знания (которые человек сам не сознает или сознает, но не может связно их выразить);

 выявленные знания (которые человек записал на бумаге, вставил в какой-то документ, но они от него еще не отчуждены - это рабочие записки, имеющие мало смысла для другого человека);

 выявленные и отчужденные знания - формализованные документы.

Помимо объекта в контуре управления знаниями, разумеется, есть и субъект - человек, коллектив или даже все человечество (в предельном случае). В конечном итоге от того, насколько эффективно коллектив организации (субъект) умеет работать со всеми тремя видами знаний и на их основе генерировать новые, будет зависеть ее текущий и будущий успех. Недаром ведь кто-то из философов провозгласил, что всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее .

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Передача существующих знаний из одной части организации в др

Задача повторного использования ранее созданных знаний для решения новых проблем давно находилась в центре внимания менеджеров. Этот вопрос в особенности за...

Три недостатка в управлении знаниями и информацией в компан

Описанный эпизод стал следствием трех недостатков в управлении знаниями и информацией в компании:  не было определено, кому необходима новость о ...