Квалификация и потенциал персонала |
Проекция маркетинга |
Что значит управление знаниями? |
Основные стадии консультационного процессаРуководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ... |
Ошибки руководителейСистема управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире... |
Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до... |
Финансы - Финансовое планирование
Отображение в бюджетах стратегических целей компании стало первоочередной задачей планирования. На основе использования новых управленческих инструментов планирования составляется бюджет, обеспечивающий достижение стратегических целей компании. К числу уже известных подходов (традиционное бюджетирование и нуль-базис-бюджетирование) добавились новые, среди которых наиболее прогрессивным является процессно-ориентированное бюджетирование (ABB, Activity-Based Budgeting).
Процессно-ориентированный подход базируется на комбинации двух стратегий: управление эффективностью бизнеса и управление затратами. Первая стратегия предполагает внедрение сбалансированной системы оценочных индикаторов (BSC, Balanced Scorecard). При создании BSC, прежде всего, определяются стратегические цели, основанные на изучении запросов конечных потребителей, в целях закладывается достижение результатов, отражаемых в количественных и качественных показателях (индикаторах ведения бизнеса). Вторая стратегия основывается на поэтапном внедрении функционально-стоимостного анализа (АВС, Activity-Based Costing), npoцессно-ориентированного управления (АВМ, Activity-Based Management), после чего осуществляется переход к процессно-ориентированному бюджетированию ABB.
Использование таких инструментов как АВС, АВМ, BSC позволит компании правильно структурировать бюджет, учитывая оценочные индикаторы эффективности, базы распределения затрат по работам и группам продукции.
И хотя Джек Уелч, глава General Electric, назвал бюджеты несчастьем для корпоративной Америки, он же сказал, что около 80% усилий компаний, затрачиваемых на внедрение методологии сбалансированной системы оценочных индикаторов, заканчиваются провалом в основном по причине использования традиционного подхода к бюджетированию . К пересмотру процесса бюджетирования в General Electric некоторые топ-менеджеры отнеслись скептически, так как у них выработалась привычка управлять бюджетами, а не бизнесом в конкурентной среде. Их постигла участь изгнания из высшего управленческого состава как таковых, которые нанесли ущерб стратегическим целям компании. Но это не повод утверждать, что достаточно изменить подход к процессу бюджетирования, чтобы одновременно решить большинство задач компании и получить еще одно конкурентное преимущество.
Итак, процессно-ориентированное бюджетирование – следующий логический шаг на пути внедрения нового управленческого инструментария для компаний, которые уже адаптировали процессное управление организацией, внедрив подходы АВС/АВМ (рис. 1).
Принципиальное отличие процессно-ориентированного бюджетирования от традиционного заключается в планировании ресурсов, исходя из перечня выполняемых работ и их объемов. Последние определяются для каждой работы отдельно. Например, в департаменте управления кадровыми ресурсами объем работы наем новых сотрудников определяется численной величиной – 25 новых сотрудников, а в банке объем работы подготовка отчетов по заявкам на получение кредита может измеряться количеством отчетов – 18000.
Следует подчеркнуть, что данный подход предполагает наличие четко сформулированных принципов планирования, которые необходимо довести до каждого менеджера, отвечающего за разработку целей бизнес-единицы или департамента. Принципы планирования должны ориентироваться на развитие работ, создающих потребительскую стоимость продукции, и сокращение работ, не генерирующих таковой. Менеджерам разного уровня также делегируются соответствующие полномочия совершенствовать цели, процессы и работы.
Процессный подход к бюджетированию предполагает выполнение цепочки последовательных шагов: выявление потребностей клиентов, отражение этих потребностей в стратегических целях, доведение целей до уровня работ, определение ресурсов, необходимых для выполнения работ.
Применение ABB начинается с определения клиента и его потребностей, с анализа конкуренции как со стороны прямых конкурентов (выпускающих аналогичный продукт или предоставляющих аналогичные услуги), так и со стороны производителей товаров-субститутов. Идентифицированные потребности являются отправной точкой для топ-менеджмента в разработке стратегии и целевых установок разных уровней (табл. 1). Департамент продаж совместно с ключевыми менеджерами прогнозируют ожидаемые доходы, после чего определяют объемы работ на основе прогнозируемых доходов, новых продуктов/услуг и новых рынков.
Таблица 1. Формирование иерархии целевых установок разного уровня в банковском учреждении.
Уровень иерархии. Целевая установка. |
Пример |
1. Определение миссии |
Стать крупнейшей финансово-кредитной организацией в стране (регионе, городе) |
2. Определение текущих целей организации |
Увеличить денежный поток до величины «Х» ден. ед. |
3. Определение критических факторов успеха |
Одновременно увеличить рыночную долю и сократить издержки на единицу продукции |
4. Разработка целей услуг (по услугам) |
Увеличить долю рынка по займам под залог недвижимости на 7% |
Сформированные цели транслируются на уровень конкретных работ: организация составляет список выполняемых работ по каждому процессу, соответствующему целевым установкам, определяет результат (выход) и объем каждой работы, после чего рассчитывает количество необходимых ресурсов в денежном выражении. Практику применения такого подхода рассмотрим на примере крупного банковского учреждения.
Читайте: |
---|
Формирование знанийЦели. Приступая к внедрению СМЗ, необходимо четко определить, для чего это делается, какой результат должен быть до... |
Представление знаний в интеллектуальных системахВ настоящее время в исследованиях по искусственному интеллекту (ИИ) выделились шесть направлений: Представление знаний. Манипулирование знаниями. Общение. В... |