Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Понятие знание

Кадровая политика - Управление знаниями

понятие  знание

Комментарий:

Проясним понятие знание . Мы вовсе не склонны смешивать и отождествлять информацию , данные , знания и понятия . Знание есть структурная свертка мышления.

Знание возникает как надстройка над системой деятельности, замещение ее знаком , представление ее в виде предметов - объектов оперирования, сведений о вещах и т.д. Простейший пример: знание о длине предмета получается за счет развертывания способа измерения, в котором важнейшими элементами являются эталон длины (мера), система процедур прикладывания меры, числовой ряд и операции пересчета. Если способ действия не удается развернуть в новой ситуации, над имеющимся знанием развертывается этаж мышления, в котором строится новый способ. Так, например, Фалес Милетский, решая задачу измерения высоты египетских пирамид, построил особую теоретическую действительность ( теорема Фалеса ), в которой на геометрических моделях сконструировал новый способ. Этот способ затем был перенесен в практическое действие. Общая структура знания перестроилась: появился, мета-этаж идеальных объектов и знаний о них, перестроилась и практическая деятельность.

Со знанием сопряжено понятие - знание о способе порождения знаний данного типа. В данном случае - понятие числа. Именно идея числа - как отношения измеряемого к мере - оказывается тем содержательным инвариантом, который выделяется в рефлексии и позволяет преобразовать способ измерения и перенести его из прежней ситуации в новую.

Итак, обсуждая знания, мы вынуждены выделять различные процессы жизни знаний - получение и употребление, трансляцию и воспроизводство, усложнения знаниевой структуры в процессе развертывания понятия и т.д. Все эти вопросы тщательно исследованы в работах ММК.

Нам важно подчеркнуть, что  Знание выступает по крайней мере в четырех функциях: как орудия и инструменты, как носители определенного способа действия, как способность действовать и как способность понимать . (Г.П.Щедровицкий, Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций., Москва 2000, Лекция 12).

Знание существует в процессах воспроизводства деятельности и трансляции культуры.

За управление знаниями в собственном смысле отвечают понятия.

Обратимся теперь к IT и компьютерам. Нас мало интересует среднестатистическое, массовое осознание массового пользования. Мы ищем такие феномены, которые бы открывали умственному взору качественно новые возможности. Ничем, менее культурно-исторической эпистемологической революции, компьютер не может быть интересен.

Сквозь призму этих представлений мы и относимся к дисциплине Управления знаниями , активно продвигаемой на Западе.

IDС рассматривает УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ как междисциплинарную сферу, соединившую в себе профессиональный сервис и уникальные технологические возможности.

Основная цель - создание среды, в которой воспроизводится знание.

В границы УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ входят:

аудит имеющихся знаний;

определение интеллектуальных (знаниевых) процессов;

разработка нормативов и техник измерения знаний;

IT сетевое планирование;

измерение и учет квалификаций;

коммерческие стратегии в области знания;

IT-средства групповой работы;

телеконференции и системы дистантного обучения;

хранилища данных и знаний;

добыча данных ;

системы поддержки принятия решений;

Комментарий:

Относясь к этим представлениям, мы должны зафиксировать важный сдвиг, произошедший в последние годы в эволюции техники. От вычислительных машин осуществлен переход к работе с динамическими знаками ( динамический знак - термин Г.П.Щедровицкого). Сегодня компьютеры позволяют фиксировать, накапливать и обрабатывать следы мыследеятельностных процессов в качественно иной форме, чем во всей прежней истории.

За счет компьютеров создается такая знаковая среда, которая отображает практически все элементы акта деятельности:

Способ действия, система операций. Компьютеры моделируют процессы, поскольку продуцируют последовательность процедур. Визуальные изображения на экране имеют своим содержанием заэкранную , подводную часть - логику баз данных, порождающие модели, которые заложили разработчики IT. Значки выступают сверткой процессов, опции дают возможность процессы развернуть. Любые действия с использованием компьютера - набор текста, телеконференция, решение задачи с помощью прикладной программы - оставляют следы в практически безграничной памяти. Эти следы возвращаются в деятельность, вторично перерабатываются:

Образ объекта. Основной сдвиг в программистской культуре за последние годы - переход от процедурного к объектному программированию.

Эталоны. Г.П.Щедровицкий писал, что знание есть ничто иное, как формулы перевода, выражения мира объектов через набор образцов . Он говорил, что человечество осваивает мир, присоединяя к себе, буквально физически, эталоны. Например, часы на руке - это наш внешний орган времени. Мы можем сказать, что также и компьютер - это эталон, позволяющий из потоков информации вырезать данные - то, что соответствует моделям ( понятийным шаблонам ), заложенным разработчиками в программу. В контексте задачи и субъективных смыслов пользователя, в рамках человеко-машинной системы эти данные и есть знания.

Смысл дела. Переход к цифровым способам обработки видео - и аудио - информации (произошедший буквально последние 15 лет), средства multimedia позволяют организовывать тонкие , смысловые процессы. Заснятая на видео живая ситуация транслирует все коммуникативные контексты и создает принципиально новые условия для понимания.

В целом уже можно говорить об автоматизации и деавтоматизации интенциональных отношений (Г.П.Щедровицкий), Электронных семиотических машинах , индивидуализированных ЧМС и виртуальной культуре (В.А.Жегалин), консциентальных машинах (Ю.В.Громыко).

Если прежде знание существовало в системах предметов и в них оно организовывалось за счет прорабатываемых теоретических понятий, то теперь мы имеем дело с собой формой предметизации - IT, и особыми электронными понятиями .

http://kmsoft.ru/LD/C006/102/pic/pic_1_it_uz_strategy_res.html

.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Модели представления знаний. Неформальные (семантические) мо

Очевидно, все методы представления знаний, которые рассмотрены выше, включая продукции (это система правил, на которых основана продукционная модель представления знаний), от...

Представление простых фактов

Представление - это действие, делающее некоторое понятие воспринимаемым посредством фигуры, записи, языка или формализма. Теория знаний изучает связи между суб...