Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Понятие знание

Кадровая политика - Управление знаниями

понятие  знание

Комментарий:

Проясним понятие знание . Мы вовсе не склонны смешивать и отождествлять информацию , данные , знания и понятия . Знание есть структурная свертка мышления.

Знание возникает как надстройка над системой деятельности, замещение ее знаком , представление ее в виде предметов - объектов оперирования, сведений о вещах и т.д. Простейший пример: знание о длине предмета получается за счет развертывания способа измерения, в котором важнейшими элементами являются эталон длины (мера), система процедур прикладывания меры, числовой ряд и операции пересчета. Если способ действия не удается развернуть в новой ситуации, над имеющимся знанием развертывается этаж мышления, в котором строится новый способ. Так, например, Фалес Милетский, решая задачу измерения высоты египетских пирамид, построил особую теоретическую действительность ( теорема Фалеса ), в которой на геометрических моделях сконструировал новый способ. Этот способ затем был перенесен в практическое действие. Общая структура знания перестроилась: появился, мета-этаж идеальных объектов и знаний о них, перестроилась и практическая деятельность.

Со знанием сопряжено понятие - знание о способе порождения знаний данного типа. В данном случае - понятие числа. Именно идея числа - как отношения измеряемого к мере - оказывается тем содержательным инвариантом, который выделяется в рефлексии и позволяет преобразовать способ измерения и перенести его из прежней ситуации в новую.

Итак, обсуждая знания, мы вынуждены выделять различные процессы жизни знаний - получение и употребление, трансляцию и воспроизводство, усложнения знаниевой структуры в процессе развертывания понятия и т.д. Все эти вопросы тщательно исследованы в работах ММК.

Нам важно подчеркнуть, что  Знание выступает по крайней мере в четырех функциях: как орудия и инструменты, как носители определенного способа действия, как способность действовать и как способность понимать . (Г.П.Щедровицкий, Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций., Москва 2000, Лекция 12).

Знание существует в процессах воспроизводства деятельности и трансляции культуры.

За управление знаниями в собственном смысле отвечают понятия.

Обратимся теперь к IT и компьютерам. Нас мало интересует среднестатистическое, массовое осознание массового пользования. Мы ищем такие феномены, которые бы открывали умственному взору качественно новые возможности. Ничем, менее культурно-исторической эпистемологической революции, компьютер не может быть интересен.

Сквозь призму этих представлений мы и относимся к дисциплине Управления знаниями , активно продвигаемой на Западе.

IDС рассматривает УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ как междисциплинарную сферу, соединившую в себе профессиональный сервис и уникальные технологические возможности.

Основная цель - создание среды, в которой воспроизводится знание.

В границы УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ входят:

аудит имеющихся знаний;

определение интеллектуальных (знаниевых) процессов;

разработка нормативов и техник измерения знаний;

IT сетевое планирование;

измерение и учет квалификаций;

коммерческие стратегии в области знания;

IT-средства групповой работы;

телеконференции и системы дистантного обучения;

хранилища данных и знаний;

добыча данных ;

системы поддержки принятия решений;

Комментарий:

Относясь к этим представлениям, мы должны зафиксировать важный сдвиг, произошедший в последние годы в эволюции техники. От вычислительных машин осуществлен переход к работе с динамическими знаками ( динамический знак - термин Г.П.Щедровицкого). Сегодня компьютеры позволяют фиксировать, накапливать и обрабатывать следы мыследеятельностных процессов в качественно иной форме, чем во всей прежней истории.

За счет компьютеров создается такая знаковая среда, которая отображает практически все элементы акта деятельности:

Способ действия, система операций. Компьютеры моделируют процессы, поскольку продуцируют последовательность процедур. Визуальные изображения на экране имеют своим содержанием заэкранную , подводную часть - логику баз данных, порождающие модели, которые заложили разработчики IT. Значки выступают сверткой процессов, опции дают возможность процессы развернуть. Любые действия с использованием компьютера - набор текста, телеконференция, решение задачи с помощью прикладной программы - оставляют следы в практически безграничной памяти. Эти следы возвращаются в деятельность, вторично перерабатываются:

Образ объекта. Основной сдвиг в программистской культуре за последние годы - переход от процедурного к объектному программированию.

Эталоны. Г.П.Щедровицкий писал, что знание есть ничто иное, как формулы перевода, выражения мира объектов через набор образцов . Он говорил, что человечество осваивает мир, присоединяя к себе, буквально физически, эталоны. Например, часы на руке - это наш внешний орган времени. Мы можем сказать, что также и компьютер - это эталон, позволяющий из потоков информации вырезать данные - то, что соответствует моделям ( понятийным шаблонам ), заложенным разработчиками в программу. В контексте задачи и субъективных смыслов пользователя, в рамках человеко-машинной системы эти данные и есть знания.

Смысл дела. Переход к цифровым способам обработки видео - и аудио - информации (произошедший буквально последние 15 лет), средства multimedia позволяют организовывать тонкие , смысловые процессы. Заснятая на видео живая ситуация транслирует все коммуникативные контексты и создает принципиально новые условия для понимания.

В целом уже можно говорить об автоматизации и деавтоматизации интенциональных отношений (Г.П.Щедровицкий), Электронных семиотических машинах , индивидуализированных ЧМС и виртуальной культуре (В.А.Жегалин), консциентальных машинах (Ю.В.Громыко).

Если прежде знание существовало в системах предметов и в них оно организовывалось за счет прорабатываемых теоретических понятий, то теперь мы имеем дело с собой формой предметизации - IT, и особыми электронными понятиями .

http://kmsoft.ru/LD/C006/102/pic/pic_1_it_uz_strategy_res.html

.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Какие знания сотрудник обязан передать в корпоративную систе

Это определяется руководством и менеджерами компании. Кто именно (компания или сотрудник) является владельцем знания? По нашему определению, знание не является знанием как та...

Предварительные выводы

Размышляя над опытом практического применения замысловатых, капризных и в целом недешевых технологий управления знаниями, авторы пришли к двум нетривиальным заключениям.  Т...