Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Искусство концентрации

Кадровая политика - Кадровое делопроизводство

искусство концентрации

- Очевидно, существуют и компании, находящиеся где-то между двумя крайними точками этой условной шкалы? Как управляются они?

- Это переходный этап, смесь первого и второго типа управления.

- Она эффективна?

- Я так не думаю. Проблема в менеджменте как раз и заключается в том, что сочетать эти две модели очень трудно. Поэтому многие компании сейчас либо продают свои тяжелые блоки и концентрируются на разработках, либо наоборот. Скажем, компания Ericsson вначале была смесью двух принципов. Ведь само производство телефонов - это очень циклический бизнес. Но они продали эту часть компании. Теперь у них производство в Китае, в Польше, они называют это аутсорсингом. Число рабочих сократилось у них примерно с двухсот десяти до пятидесяти тысяч. А оборот остался прежним, то есть они стали гораздо эффективнее.

Ясно, что заниматься десятиборьем в бизнесе невыгодно, там нужно концентрироваться, вы должны точно знать, что вы делаете. Кстати, самое большое открытие для меня, когда я приехал в Россию в середине девяностых годов, было связано с этим. Посмотрите: когда компании растут в Европе или в Штатах, то по мере роста количество видов деятельности у них уменьшается. Они все больше и больше концентрируются. В России наоборот. Если, допустим, у вас колбасный заводик в Пскове и бизнес идет хорошо, то логично было бы вам стать хорошим производителем колбас в Петербурге. Но этого не происходит. Вместо этого вы, расширяя бизнес, начинаете производить велосипеды в Пскове.

Я понимаю, что с точки зрения сохранения контроля имеет смысл держать весь бизнес в одном месте. Но, с другой стороны, такая гигантская страна, как Россия, - это прекрасное место для концентрации!

- Раз речь зашла о России - здесь приходится учитывать местные особенности. Так, проблема контроля в бизнесе зачастую доминирует над остальными проблемами.

- Россия во многих отношениях уникальная страна. Но она не настолько уникальна, как людям кажется. Мне как аутсайдеру это хорошо видно. Различия, о которых вы говорите, временные. Сейчас я вижу, например, как происходит разделение управления компаниями на собственников и менеджеров, о котором несколько лет назад здесь говорили как об экзотике.

Теперь давайте сравним рынки, к примеру, скандинавских стран и России. Скандинавские страны - это ресторан, в котором все столики заняты. То есть это страшная конкуренция везде. Если вы хотите занять столик, кого-то нужно из ресторана выкинуть. Ресторан этот если и увеличивается в размерах, то очень медленно. Теперь посмотрите на российский рынок - этот ресторан, во-первых, намного больше. И если вы в него заходите, то там множество прекрасных свободных столиков. Столько возможностей! Поэтому у вас компании растут очень быстро. Не потому, что ими хорошо управляют, а потому, что рынок такой. Но скоро в России тоже все столики будут заняты. Сейчас Россия лидирует по чистому притоку капитала, сюда приходят крупные международные игроки. Они очень хорошие игроки.

А основная проблема, с которой я сталкиваюсь, общаясь с российскими менеджерами, - это их мечта, что они будут экспортерами. Я пытаюсь им сказать следующее. Международное сотрудничество очень хорошая вещь. Оно поможет вам улучшить ваш бизнес. Но, пожалуйста, не забывайте, что возможности-то в России, а не в Германии. Немецкий ресторан так же забит, как и скандинавский, чтобы туда попасть - нужно чертовски хорошо работать.

Копайте там, где стоите, это всегда лучшая концепция. А когда заработаете деньги на внутреннем рынке, вы можете атаковать там. И используйте тот большой интерес, который сейчас есть у иностранных инвесторов к России. Вы можете сказать иностранцам: Мы знаем Россию, а вы ее не знаете. Будем делать совместные предприятия на российском рынке. Мы получаем капитал, технологии - и гарантируем вам оборот. При этом мы у вас будем немножко воровать .

- В каком смысле воровать?

Достойная цель для многих российских менеджеров - развивать свою компанию так, чтобы стать хорошим субподрядчиком. В течение ближайших пятнадцати-двадцати лет это будет очень прибыльной отраслью бизнеса для России

- Воровать идеи, концепции и так далее, потому что это единственный способ быстро расти. Изобретать колесо самому - это и дорогостоящий процесс, и отнимающий массу времени.

Кстати, воровать идеи можно и с помощью бенчмаркинга - еще одно большое изменение, на которое я надеюсь в России, что менеджеры увидят возможность копировать образцы в своей отрасли. Или другой способ - найти клиента-иностранца с очень высокими требованиями, который поможет вам подняться на российском рынке, требуя определенных стандартов качества.

И еще у меня есть одна идея, которую я пытаюсь донести до российских директоров компаний. Речь идет о субподрядах, о субконтрактах, когда компании работают вместе в сетях. Вот этого в России очень сильно не хватает. Я знаю компанию Автоприбор во Владимире, это большая компания, и она быстро растет - они как раз недавно открыли для себя идею субподряда. Есть также множество транснациональных компаний, которые приходят в Россию. Они не хотят покупать оборудование в Европе, а хотят покупать его здесь. Здесь как раз возникают большие задачи для российских менеджеров. Первое - увидеть благоприятную возможность, второе - сделать то, что необходимо. Нужно ввести систему контроля качества, чтобы вы могли гарантировать ноль-ноль дефектов. Этих систем пока не хватает: ИСО и так далее. Для многих российских менеджеров это прекрасная цель - развивать свою компанию так, чтобы стать хорошим субподрядчиком. И в течение ближайших пятнадцати-двадцати лет это будет очень прибыльная отрасль бизнеса для России.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

От вершины айсберга

Проведя мониторинг многочисленных источников и побеседовав с рядом отечественных экспертов, наша команда не удовлетворилась полученными разношерстными определениями понятия управление зн...

Системы познания

Остановимся подробнее на понятии система познания (cognitive system). Такой системой может быть человек, группа людей, организация, компьютер, или эти компоненты в ...