Кадровая политика

Основные стадии консультационного процесса

News image

Руководители предприятий различных форм собственности обращаются к консультанту, как правило, с типичными вопросами и заказ...

Ошибки руководителей

News image

Система управления и управленческая структура в России до сих пор находятся в плену прошлых стереотипов, и очень часто дире...

Что же предлагали первые консультанты, которые появились в 20-х годах?

News image

Принято считать, что консультанты по управлению первой волны - это бывшие предприниматели, руководители, управленцы, до...

Авторизация



Финансовое управление в России

Финансы - Финансовый консалинг

финансовое управление в россии

Конечно, управление на российских предприятиях образца 90-х годов нельзя сравнить с управлением бакалейной лавкой - советская система планирования и контроля много к чему приучила, и организация планово-экономической деятельности давно является хорошей привычкой для отечественных руководителей. Однако несмотря ни на что у наших предприятий зачастую симптомы болезни те же, что у бедолаги Крайслера . В чем же дело?

Система планирования и контроля есть на многих предприятиях, но могут ли экономисты и финансисты этих предприятий похвастаться точностью прогнозов, четкостью и достоверностью учета, адекватностью и действенностью контроля, информационной обеспеченностью решений? Вряд ли. Часто оказывается так, что система планирования и контроля на предприятии существует лишь для потребностей внешних пользователей и выполнения стандартных инструкций, искажена наследством времен социалистического хозяйствования и не учитывает реалии рыночной экономики, не упорядочена и просто-напросто оторвана от практической деятельности.

По сути, такая система практически всегда оказывается исключенной из контура управления, а значит нужна кому угодно только не руководителям предприятия. Им остается бороться один на один с все возрастающим комом проблем, вооружившись только природной интуицией и своим опытом. Отсутствие или неэффективность системы планирования и контроля исключает возможность опереться при принятии решений на формальные финансово-экономические методы анализа, а значит оптимально управлять предприятием, что и делают ситуацию на российских предприятиях подобной крайслеровской.

Что делать?

Ли Якокка при реализации своей антикризисной программы в Крайслере одной из первых задач решал проблематику воссоздания нормальной системы планирования и контроля. Очевидно, что и в России данная область деятельности на предприятиях требует значительного обновления. И такой технологией управления, которая позволила бы вдохнуть новую жизнь в планово-экономические процессы отечественных предприятий в современных экономических условиях, является система бюджетирования. Используя ее, руководство получает возможность осуществлять прогнозированное функционирование и развитие предприятия и отслеживать эффективность его финансово-хозяйственной деятельности.

Комплекс критериев, заложенных в систему бюджетирования, позволяет устанавливать цели и способы их достижения, контролировать и анализировать величину фактического отклонения ключевых показателей деятельности от запланированных. В зависимости от величины такого отклонения и результатов анализа причин, его повлекших, применяются различные корректирующие управляющие решения: административное воздействие, кадровое перемещение, пересмотр нормативов, корректировка планов, изменение стратегических целей. В таком контексте система бюджетирования предстает именно как технология управления, а не один из финансовых инструментов.

Комплекс бюджетов и отчетов позволяет сформировать модель деятельности предприятия в единой системе финансовых координат, что дает уникальную возможность как на ладони увидеть все предприятие и целостно проанализировать ситуационную картину. Другой важный аспект системы бюджетирования состоит в появлении принципиальной возможности делегирования управленческих полномочий. За каждый сегмент деятельности предприятия, функционирование которого направляется, измеряется, контролируется, корректируется при помощи системы бюджетирования, назначается ответственное лицо, которое должно управлять своим участком и нести ответственность за выполнение соответствующих планов и оптимизацию издержек. Очевидно, что такая технология дает значительный шанс для повышения эффективности деятельности предприятия, поступательной стабилизации его положения и финансовой устойчивости.

Не это ли мечта, взлелеянная многими поколениями отечественных руководителей? Однако во всем идеальном имеется НО. Система бюджетирования - не исключение. Для предприятий среднего масштаба и тем более для крупных предприятий возникает эффект методологической, информационной и организационной сложности.

Прежде всего, необходимо логически увязать систему бюджетирования с контурами оперативного планирования функциональных направлений деятельности предприятия, контуром стратегического планирования и учетной политикой. Требуется, чтобы весь этот блок планирования, учета, контроля, принятия решений (на Западе этот блок называется системой контроллинга) был внутренне согласован и строился на общих принципах. Чем крупнее предприятие, тем сложнее провести такую интеграцию.

Другая проблема связана с тем, что система бюджетирования предполагает хорошо отлаженные информационные каналы обмена данными между различными субъектами деловой системы как на этапе формирования и согласования бюджетов, так и при подготовке управленческой отчетности. Это означает четкость, однозначность, слаженность и упорядоченность информационных потоков. Для успешного решения поставленных задач необходимо активно привлекать информационные технологии и внедрять информационные системы, обеспечивающие данный вид деятельности.

Организационная сложность при внедрении системы бюджетирования выражается в проблемах неупорядоченности деловых процессов, неадекватности используемого стиля управления и сложившейся организационной культуры. Деловые процессы, направленные на формирование бюджетов и подготовку управленческих отчетов, должны быть детально спроектированы и регламентированы для исполнения. Важно точно описать правила подготовки документов, маршруты их движения, принципы разрешения коллизий. К чему такая пунктуальность? Дело в том, что, бюджетирование задействует работу практически всех структурных подразделений, отделов и служб предприятия и без специально разработанных регламентов и инструкций добиться согласованного исполнения соответствующих задач всеми участниками практически невозможно. Для успешной борьбы с организационной сложностью необходимо использовать специальные методы системного анализа и проектирования и реализовать ряд мероприятий, направленных на организационное развитие предприятия.

Таким образом, собственно методологическая часть системы бюджетирования, обеспечивающая ее информационная система, комплект регламентирующих документов и набор специальных организационных мероприятий составляют полное решение, позволяющее успешно внедрить мощную и современную систему управления и получить ожидаемый эффект.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Менеджмент знаний:

Роль IT решений

IT решения поддерживают правила, сопровождающие процесс управления знаниями, помогают снять барьеры на пути решения задач формирования единой рабочей среды, реализации ме...

Сервер

Для начала, вам нужен централизованный «ресурс» — отдельный сервер или его часть. На этом сервере и будет жить база знаний ва...